Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 44 человека

Молодому педагогу

Дата: 5 ноября 2015 в 11:18, Обновлено 25 января в 19:11

Методические  рекомендации

по организации и проведению утреннего приёма детей.

Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в распорядке дня. Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад.
Наблюдательный воспитатель видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться. За состоянием здоровья малышей следит воспитатель. Если воспитатель внимателен, хорошо знает индивидуальные особенности детей, он может определить по внешнему виду, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, много двигаются.  Воспитатель заранее продумывает, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. В это время дети в основном играют. Воспитатель подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы малышам было удобно взять их и играть, не мешая друг другу. Педагог поощряет игры, возникающие по инициативе самих детей, помогает осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия. Он может предложить детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении. Выбор игр зависит от того, какое занятие с детьми будет проводиться первым. Если оно связано со значительной физической нагрузкой, нужно предложить игры менее подвижные, проследить за тем, чтобы дети не перевозбуждались и не переутомлялись. Если намечено провести музыкальное занятие, то воспитатель организует игры с мелким строительным материалом, настольно-печатные. Перед занятием, требующим умственной активности, целесообразнее предложить малышам физкультурный инвентарь для развития движений: прыгалки, обручи, мячи, кегли, В утренние часы может быть организована трудовая деятельность детей. Старшие дети дежурят в уголке природы. В это время можно также проводить с детьми (со всей группой и индивидуально) различные наблюдения на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями и др. Вовлекая малышей в различные виды деятельности, воспитатель формирует у них привычку быть занятым. Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.

Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазание, подлезание, прокатывание мяча, обруча, кегли). Планируют дидактические игры. В плане пишется название и цель игры.

В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей.

КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ

ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для правильного и своевременного выполнения всех режимных процессов в группах раннего возраста необходимо выполнение основных методических правил, одним из которых является четкое распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя.

I.                  Организация утреннего приема детей

Обязанности воспитателя

Обязанности помощника воспитателя

1.Готовит группу к приему детей: проветривает, следит за температурным режимом воздуха, создает обстановку уюта.

2.Создает теплую, дружескую атмосферу для встречи с каждым ребенком.

3.Осуществляет прием детей.

4.Проводит индивидуальные беседы с родителями, краткие консультации.

5.Проводит индивидуальную работу с детьми:

 - формирует у  детей культуру поведения, знакомит их с правилами общения и формами вежливого обращения;

 - проводит работу по закреплению знаний и умений детей, развитию их познавательных способностей;

 - регулирует двигательную активность детей.

6.Организует и руководит игровой, позна-вательно-практической  и элементарной трудовой деятельностью детей, регулирует внутриколлективные отношения.

7.Создает условия для самостоятельной игровой и самостоятельной двигательной деятельности детей.

1.Проводит влажную уборку помещения.

2.Поддерживает теплую, дружескую атмосферу в группе.

3.Помогает воспитателю осуществлять прием детей: присматривает за играющими в группе детьми, общается с детьми.

4.Осуществляет гигиенический уход за детьми.

5.Под руководством воспитателя принимает участие в беседе с родителями о состоянии здоровья, сна, аппетита, одежды их детей.

6.Под руководством воспитателя регулирует двигательную активность детей.

7. Под руководством воспитателя (по мере необходимости) руководит игровой и элементарной трудовой деятельностью детей, регулирует внутри коллективные отношения.

Обязанности воспитателя

Обязанности помощника воспитателя

1.Организует педагогически целесообразные условия воспитания и обучения детей.

2.Содействует становлению оптимального стиля общения с детьми в процессе проведения занятий, в повседневной жизни.

3.Обеспечивает своевременный переход детей на более высокий уровень нервно-псхического развития и обучаемости.

4. Осуществляет планирование и  подготовку к занятиям, проводит их

5. Анализирует занятие, отмечает, как реализована поставленная цель.

6. Изготавливает, по мере необходимости,  пособия для занятий.

1.В процессе проведения воспитателем занятий по подгруппам, индивидуальной работы с детьми, наблюдает за самостоятельной деятельностью детей.

2.Под руководством воспитателя может принимать участие:

 - в процессе подготовки и организации занятий;

 - в анализе результатов практической деятельности детей;

 - в процессе закрепления знаний, умений и навыков.

II. Специально организованное обучение

III. Подготовка и организация прогулки

Обязанности воспитателя

Обязанности помощника воспитателя

1.Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по окончании ее.

2.Формирует у детей умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, развивает умение помогать друг другу, благодарить за помощь.

3.Планирует содержание деятельности детей на прогулке в зависимости от времени года, погоды,  интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4.Организует и проводит на прогулке наблюдения, игры, элементарную трудовую деятельность  и индивидуальную работу с детьми; развивает интерес к познанию свойств и функций предметов окружающей действительности.

5.Организует рациональную двигательную активность, способствует развитию физических качеств детей. Следит за равномерным распределением физической нагрузки.

6.Создает условия для организации самостоятельной игровой и самостоятельной двигательной деятельности детей.

7.Наблюдает,  в случае необходимости руководит самостоятельной деятельностью детей на участке.

8.Проводит закаливающие мероприятия.

1.Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по окончании ее.

2.Под руководством воспитателя формирует у детей умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, развивает умение помогать друг другу, благодарить за помощь.

3.Помогает воспитателю вывести детей на прогулку.

4.Выносит на прогулку в летнее время года питьевую воду, сок, поит детей.

5.Участвует в проведении закаливающих мероприятий на прогулке.

6.По окончании прогулки (по мере необходимости) просушивает одежду детей.

IV. Подготовка и организация кормления, сна, закаливания детей.

Обязанности воспитателя

Обязанности помощника воспитателя

1.Осуществляет подготовку, создает благоприятную обстановку перед приемом пищи, сном детей.

2.Следит за правильной сервировкой столов, дает детям элементарные трудовые поручения.

3. Разливает и раздает детям пищу.

4.Формирует у детей навыки самообслуживания, навыки культурной еды, культурно-гигиенические навыки.

5.По мере необходимости докармливает детей.

6. Помогает детям подготовиться ко сну, укладывает их спать.

7.Следит за температурным режимом в спальне и игровой комнате, создает спокойную обстановку во время сна детей, наблюдает за их сном.

8.Осуществляет постепенный подъем детей после сна.

9.Организует и проводит закаливающие мероприятия с учетом индивидуальных особенностей детей.

1.Осуществляет санитарно-гигиенический уход за детьми (следит за чистотой их одежды, лица, рук).

2.Получает, совместно с воспитателем раздает детям пищу.

3.Совместно с воспитателем формирует у детей навыки самообслуживания, навыки культурной еды, культурно-гигиенические навыки.

4.По мере необходимости докармливает детей.

5.Поддерживает благоприятную, спокойную обстановку во время приема пищи и сна детей.

6.Совместно и под руководством воспитателя укладывает детей спать.

7.Помогает воспитателю в организации и проведении подъема детей после сна.

8.Участвует в проведении закаливающих мероприятий.

Методический комментарий к организации

и проведению игр-занятий, занятий

 При организации занятия важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно-познавательной линий.У дошкольников ярко выражена повышенная (природная) потребность в общении с персонажами сказок, историй, рассказов. Последние близки по духу детям. Они охотно вступают с ними в диалог, советуют, спорят, соглашаются, «поучают» друг друга. «Вхождение» ребенка в сказочный мир протекает на эмоциональном фоне, усиливает «чувствование», которое перерастает в отношения, формирует собственный взгляд на происходящие явления.

В контексте игровых занятий сказочные герои помогают удержать и направить внимание детей на решение познавательных задач, стимулируют познавательную активность, поощряют инициативность и самостоятельность.

Игра, как высшая ступень детского развития, как первостепенно значимый, самый доступный и увлекательный вид деятельности, усиливает умственную активность, развивает мыслительные процессы, волевые акты, самооценку, инициирует процесс усвоения материала.

Выполняя учебно-игровые задания, дети усваивают определенный круг представлений, упражняются в применении приобретенных самостоятельно и с помощью педагога знаний и способов деятельности. Поисково-игровая структура  занятия обеспечивает выход на осмысление необходимости познания, понимания значимости достигнутого результата, побуждает ребенка к планированию и переструктурированию дальнейших действий с целью улучшения качества прежнего результата.

К сказочно-игровой мотивации целесообразно обращаться в начале занятия при постановке учебно-познавательных задач. Этот шаг будет способствовать созданию соответствующего психологического климата, вызовет радостные чувства, доверительное отношение к предстоящей деятельности, желание и стремление взаимодействовать друг с другом и достигать хорошего результата.

В игре парами каждый ребенок ответственно «работает» и достойно выполняет свою роль. Для малыша значимо и необходимо одобрение,  как партнера, так и взрослого. Он самоутверждается в коллективе сверстников, ощущает результаты своего успеха, сравнивает и критически относится к достижениям других детей. Воспитатель подключается к анализу выполненной работы, положительно оценивает адекватные способы выражения радости и сопереживания, вербально закрепляет успех каждого ребенка. В ходе полемики со стороны взрослого поощряются проявленные волевые усилия детей, когда высказываются различные точки зрения и собеседники не согласны с доводами друг друга. Использование такой формы обучения помогает детям приобрести умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывание, формирует культуру общения.

Важно, чтобы игровая основа не была утрачена на других этапах занятия. Так как непрерывная логически выстроенная игровая цепочка обучения как правило интенсифицирует процесс познавательного развития дошкольника, поддерживает эмоциональный тонус, заряд энергии и бодрости на протяжении всего занятия. Что является залогом сохранения психофизического здоровья ребенка.

В конце занятия сюжетная линия должна лаконично завершаться, что придаст ему ценностно-смысловую направленность.

Основными формами познавательных занятий являются экспериментальные и проблемно-поисковые. Разновидностью занятий можно считать игровые занятия -опыты, занятие-проблема, занятие- открытие, занятие-жалоба, занятие-радость, занятие-реклама (презентация продуктов своей деятельности), занятие-удивление и др.

Одной из отличительных особенностей современных познавательных занятий становится их сценирование в виде игр-путешествий, игр-исследований, игр-экспериментирования. Основной формой сценария выступают путешествия по маршрутным картам (планам, схемам). Воспитатель занимает позицию «умеющего играть партнера». Маршрут осуществляется с помощью карты-схемы, которая до путешествия составляется вместе с детьми. Продумываются знаки-символы, необходимые для обозначения маршрута на карте.

Фабула занятия выстраивается таким образом, чтобы во время путешествия дети смогли встречаться с разными волшебствами. Их предстоит расколдовать с помощью разнообразных познавательно-творческих заданий. Среди них можно выделить сочинение сказок, разгадывание путаниц, прохождение лабиринтов, дорисовку, конструирование, моделирование. На остановках создаются проблемные ситуации-«ловушки», в  которых намеренно допускаются ошибки. Используя этот метод, наиболее успешно может решаться проблема диалогичности, развития коммуникативных способностей.

Таким образом, пропедевтика развивающего образования рассмотренных занятий предполагает:

- процесс активного участия ребенка в образовательном пространстве;

- проект сценария занятия как «мостик» по организации детей и воспитателя в образовательной среде;

- управление со стороны воспитателя развитием сюжета совместной деятельности, с опорой на принцип сотрудничества, где каждый ребенок – равноправный субъект отношений со взрослым, сверстником, с собой, с миром;

- выбор способа действия, направленного на решение познавательных задач, организуется с использованием знаково-символических средств, разработанных совместно с детьми;

- импровизацию для выбора своего способа действия через взятую на себя роль «экспериментатора», «исследователя», «ученого» и т.д.


 

Рекомендации по организации игр-занятий, занятий

с воспитанниками дошкольного возраста
 

  • Разнообразные  вопросы  к детям, стимулирующие  познавательную деятельность  и  опирающиеся на их жизненный опыт:

(зачем, для чего, чей, кому, о чем, скажи наоборот, что будет, если, как, какой, где и др; где видели? Как ты догадался? Почему ты так решил? Объясни, как ты думал. Докажи, что ты прав.)

  •  Использование разнообразных методов:

- развивающие игры;

- использование простейших опытов и экспериментов (выдвигаем гипотезу, затем проверяем;  создать условия для опыта  с каждым ребенком, а не созерцание этого опыта)

- проблемные ситуации, задачи, которые учат рассуждать.

-моделирование;

- методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ;

- наблюдение с использованием различных органов чувств  и др.

  • Соотношение речи детей и педагога:

Младший  возраст –  1   дети        3   воспитатель

Средний возраст– 2 дети               3 воспитатель

Старший возраст –  3  дети            2  воспитатель

  • Демократический стиль общения с детьми, позитивная оценка деятельности детей.
  • Предоставление детям возможности работать индивидуально, в паре, в малых группах.
  • Обеспечение динамики, в этом случае физкультминутки не проводятся.
  • Богатый     раздаточный материал, представление права выбора материала (в этом случае  лист   по изодеятельности  не подписывается в начале занятия).
  • Использование современных источников методической литературы рекомендованных Национальным институтом образования Министерства образования Республики Беларусь)
  •   Грамотный подход к использованию источников.
  •  Умение составлять конспект с учётом темы недели, вида занятия, задач, предварительной работы и др.
  • Обеспечение тематического подхода (от простого к сложному).
  • Выдержанность временных рамок занятия и каждой структурной части. (вводной, основной, заключительной)
  • Чёткость, логичность заданий , вопросов для решения заявленной  обучающей, развивающей, воспитательной  задач.
  • Обеспечение  здоровьесбережения.


 


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.